Турклуб Железный Копчик

Турклуб "Железный Копчик"

Быстрота и натиск
Текущее время: 29-04, 13:05

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 20-11, 17:49 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06-05, 18:59
Сообщения: 71
Откуда: Москалику коренняку
Представляю нашего нового друга, Михаила и его рассказ.
Картинки и технические подробности этоо похода будут позже.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Я весь в заботах да в работах, аж противно порой становится! Фотки с похода еще не отобраны, фильмы не смонтированы, рассказы пишутся и вот уже было написался, на подглядел один критик и советов насоветовал, как разукрасить повесть. А именно сказал, что побольше описания красоты вместо фраз "был красивый закат" и побольше описания персонажей, как кто из товарищей переживал этот поход. Мне понравились советы, но до переделок руки не дошли. И вот подумал я, ежели тебе будет с руки или может даже приятно читателя и последователя своего на путь истинного слога направить, то я был бы рад от тебя советы получить относительно моего сырого еще рассказа. И вот он рассказ:


Вокруг Пайера, или неудавшийся Транс- Урал 2012.

В одно солнечное утро (а может, и пасмурный вечер) некий путешественник из г. Печора Николай Александров опубликовал в интернете рассказ о своем путешествии в одиночку вдоль хребта Полярного Урала от реки Собь до реки Кожим. Рассказ называется Транс Урал 89, и до того он получился захватывающим, что сносит башку многим путешественникам - и они бросаются в нелёгкую авантюру, окрестив свои походы «Транс Урал 97, 2003, 07, 2011...» Авантюры часто заканчивались несчастьем, люди замерзали под ледяными дождями, падали в пропасти и просто пропадали без вести (это моя выдумка, и про такие случаи ничего не известно). Я прочитал рассказ год назад в июне и в августе сделал пробный заход (заплыв) по наилегчайшему маршруту, типа Похода Выходного Дня. А в этом году собрался уже пройтись по легендарному маршруту, да еще сделать это быстрей Александрова. Я поделился мыслями на форуме Скитальца. Там надо мной посмеялись (в том числе сам Александров), аргументируя тем, что я после ПВД собрался сразу в «пятёрку» (самый сложный). Однако один из форумчан заметил, что логичней запланировать пятёрку, а пройти тройку либо двойку, чем быстро пройти запланированную двойку и огорчаться, что могли бы пройти больше. Еще несколько форумчан поддержали мою идею и помогали планировать поход. Был момент, когда я и сам ужаснулся длине маршрута, и я поубавил свой пыл. В итоге я планирую несколько вариантов выхода с маршрута, которые можно будет выбрать, исходя из ситуации на месте: от самого сложного, почти недостижимого, до самого простого, точно проходимого в любых погодных условиях.

Чтобы успешно пройти маршрут, я придумал несколько хитростей. Во-первых, надо брать с собой адекватных и выносливых мужиков (таких набралось ещё 3 человека). Во-вторых, надо максимально облегчить рюкзаки и подобрать грамотное высокотехнологическое снаряжение. Все точные выкладки про снаряжение, еду и напарников читайте в техническом отчёте.


14 августа. Москва.

В 6:40 утра я встретил Сашу на Киевском вокзале. Он живёт в Новом Уренгое и собирался прилететь в Салехард, переправиться на пароме через Обь в Лабытнанги и на поезде добраться до места старта на станции Полярный Урал. Но незадолго до похода у него появились дела в Ставрополе, и он решил не лететь обратно, а поехать через Москву с нами на поезде.

Мы поехали к Антону, где был назначен общий сбор и распределение общественного снаряжения. Выгрузив вещи, мы разъехались по делам: Тоха - купить стояночные тапки crocs, Саша - собрать по магазинам День Сурка заказанные и оплаченные палки, полар, носки и пр., которые они не смогли за месяц не только отправить по почте, но и даже собрать в одном месте в Москве. Я поставил машину и распечатал карту с маршрутом, занявшую 12 листов.

В это время Лёха с Тохой замеряли свои биологические показатели (вес и жировую ткань) специальным прибором, чтобы после похода можно было оценить изменения. Получилось 60 кг и 7% жира у Лёхи и 75 кг и 12% жира у Тохи. Мы с Сашей успели только взвеситься, т.к. замер жирка занимает много времени. Получилось 70 и 72 кг соответственно.

Мы распределили общественную снарягу и взвесили. Получилось гораздо больше, чем я ожидал, около 30 кг на человека. Чтоб хоть как-то снизить вес, я сбрил свою бороду и шевелюру и стал легче на 80 граммов. Это был серьёзный шаг для меня, я всегда носил либо длинные, либо очень длинные волосы.

На вокзал приехали слишком рано и пошли ужинать в Сбарро. Лёха перчил себе пиццу и случайно высыпал в тарелку всю перечницу люто острого красного перца. Мы решили собрать его и взять в поход. Это было здорово, мы с удовольствием перчили себе всю еду полпохода и расстроились, когда перец кончился и пришлось пользоваться обычным чёрным молотым.

Нас провожали моя жена Зоя, Тохина девушка Настя и Катя Кабанова, директор компании Оливье. Катя передала нам флаг компании, который мы обязались поднимать на каждой вершине, и согласилась быть нашим спонсором и оплатить эвакуацию на вездеходе, в случае смертельной опасности.


Перед отправлением мы отдали Зое флешку с отснятым на сборах видео. Она его оперативно смонтировала и выложила в сеть. Также она публиковала новости, полученные от нас через спутниковый телефон, тем самым обеспечив нам некое онлайн-путешествие, наверняка первое на Полярном Урале.

Отбой в 10 по московскому времени, но я ещё час делился с Лёхой своими сомнениями и опасениями. А опасения были такими: во-первых, было большим риском и глупостью с моей стороны брать непроверенную самодельную палатку на сложный поход; во-вторых, я не успел купить новый аккумулятор на спутниковый телефон (а должен был купить его год назад) и тащил две убитые батареи; не проверил солнечную батарею, чтоб заряжать телефон, фотик и навигатор; не проверил мой сверхлёгкий спальник-килт. И вообще, сложность и протяжённость маршрута неожиданно стала тревожить меня. Тем не менее, без телефона, навигатора и фотика мы не подвергались опасности (была карта и компас), а палатка всё-таки сшита достаточно крепко.

15 августа.

Решили сразу входить в режим и назначили завтрак на 8 по Москве. Потом я занялся испытаниями солнечной батареи и зарядок. Аккумуляторы для фотика заряжаются только на солнце. Зарядка пальчиковых аккумуляторов для навигатора заряжает на солнце, но при любом падении напряжения (птичка пролетела) отрубает заряд (типа, чтоб не повредить аккумуляторы) и не возобновляет зарядку при нормализации напряжения. Камера gopro и сотовые телефоны заряжались при любой погоде, хотя гоупрошка после таких зарядок быстро садилась.

В Котласе купил 8 комплектов батареек для навигатора (к шести комплектам аккумуляторов). Сегодня весь день тепло и солнечно. Еще я отметил, что, несмотря на неоправдавшиеся ожидания веса в 20 кг, наши рюкзаки, впервые за все поездки, не занимают все верхние полки, не свисают, сцепленные друг с другом, и не загораживают лампу.

Ещё у нас есть поездное чтиво: книга Антона Кротова "от 50 до -50", которую мы подарим попутчикам в поезде, и библия экспедиции - "Транс Урал 89" Николая Александрова.

16 августа.

Перешли на местное время и встали в 8 (в 6 по Москве). Было очень прохладно в вагоне и пришлось надеть куртки. Имунал, которым нас поил Лёша, с холодной водичкой шёл туго. От третьего пакетика каши гурьевской никто не отказался. Пошли комические названия станций: Изьяю, Косью, Янью и пр.

Выгрузившись с поезда, обнаружили отсутствие сотовой связи, но в ближайший сеанс спутниковой связи в 16:25 сообщили о себе Зое, проверили спутниковый телефон. Зоя сказала, что на форумах нам желают счастливого пути.

Пошли чуть вперёд по железной дороге, чтоб дойти до реки Собь, и когда собрались сворачивать вправо, увидели ещё чуть впереди знак "Европа-Азия", но решили к нему не ходить. Собь разлилась озёрами, и мы бодро петляем между ними. Решили не форсировать реку и подниматься по левому берегу. Погода нас радовала: из-за свинцовых туч то тут, то там показывалось солнышко, а над перевалом было чистое небо. Сначала мы шли по траве, и довольно быстро, потом начались каменистые морены, и скорость замедлилась. Вскоре мы встретили двух парней из Киева, двигавшихся к станции. Они сообщили, что все 3 дня, что они тут были, лили дожди и из-за тумана они не смогли подняться ни на один перевал. Я начал волноваться. Потом мы встретили 15 человек из детско-юношеского турклуба из Москвы, заканчивающих поход 2-ой категории сложности. Они были на Ельце, Кузьты, Райизе, Кердоманшоре и везде вокруг. Они сказали, что погода была плохой и что сегодня проходили перевал в облаке. Я подумал, что раз им это не мешало, то и нам не помешает. Они пожелали нам счастливого пути и сказали, что были рады встретить единомышленников. Мы тоже были рады их встретить.

Встретили мемориальную табличку погибшим 13 туристам из Сыктывкара. На них сошла лавина, и было это зимой 88 года. У одного из погибших фамилия Юдин, как у одного из группы Дятлова, того, кто в последний момент не смог пойти в тот трагический поход 59-ого года.

Вскоре погода начала портиться, тучи сгущаться, накрапывать дождик. Решили останавливаться, пока не разыгрался дождь. Сегодня мы в первый раз ставили палатку и сделали это не очень удачно - бортом к ветру. Чтобы не сорвало тент, я обложил юбку камнями по кругу. Было душно (маленькие вентиляционные окна не справлялись), швы протекали, и на нас капало, т.к. не удалось нормально растянуть тент, его стенки прижимались к сетке и мочили Лёху и Тоху, которые спали по краям. Тем не менее, никто не замёрз, хотя температура ночью была +3 градуса.

17 августа

Утром по палатке барабанил дождь, тент теребил ветер, и из спальников вылезать было холодно. Так мы просыпались до 8:35 и потом ещё завтракали и собирались 3 часа. Тем самым, сами того не подозревая, поставили крест на Транс-Урале и превратили экспедицию в поход. Подробней об этом читайте в техническом отчёте в главе "Почему мы не прошли".

Ветер с моросью дул нам в спину, и мы бодро перешли Собь и вышли на вездеходку. Несмотря на дождь, озёра на перевале бирюзового цвета и очень красивы. На вершинах местами лежит снег. Спускаемся вдоль реки Макар-рузь, но вскоре вездеходка переходит на левый берег, а мы остаёмся на правом и идём по камням.

Во время обеда установили тент. Использовали вместо колышек камни. Подняли нос палатки, для вентиляции. Получилось отлично. Готовили под тентом и радовались, что нам не надо разводить костры.

Когда собирались, произошёл удивительный случай. Антон указал на гору слева от реки и сказал: "Смотри, какой там камень прикольный". Я стал рассматривать прямоугольную глыбу на краю плато, как вдруг эта глыба начала уменьшаться и исчезла! Я закричал: "Антон, ты это видел???" Он сам процесс не видел, но подтвердил, что глыба была, а сейчас нет. Мы стали гадать, что же это такое, и тут глыба появилась снова. Я лихорадочно стал доставать телевик, и в это время что-то огромное стало спускаться по склону!
- Оно идет к нам! - закричал кто-то из ребят!
- Фальшфееры к бою!!!
К этому времени я достал телевик, но никого на склоне не обнаружил. Чувствовался коллективный стрём. Вскоре глыба опять появилась, и мне удалось её снять. Увеличив, мы увидели, что это какая-то конструкция, и решили, что её поднимает ветром. В следующий визит этой глыбы мне удалось снять больше кадров, и мы смогли рассмотреть, что это кузов Белаза, который сбрасывал с горы шлак! Я нашёл в телевик небольшую базу на склоне и на плато вышку, кучу разных построек и технического мусора, который оказался сломанными белазами. Мы прозвали это место Мордор.

Мы срезали через холм на ручей Кузьтывис и правильно сделали. Ущелье очень крутое, ручей полон водопадов и очень красив. Ветер с дождём теперь лупит нам в лицо. До этого я шёл и радовался, что мой GorTex оставляет меня сухим, а теперь я нашёл прорехи в снаряжении. Это перчатки! Мне в голову не пришла мысль о гортексных перчатках, а зря! Наши строительные перчатки сразу вымокли, и пальцы окоченели от холода. Т.к. мы шли с треккинговыми палками, руки нельзя было спрятать в карманы. Но сложить палки и пройтись без них никто не пожелал, потому что с ними гораздо удобнее.

Мы прошли несколько километров по ущелью и увидели, что долину Макар-рузи осветило солнце. Вскоре и впереди появился просвет, но на нас ни одного лучика не упало.

Мордор всё время следил за нами и в один момент выстрелил облаком белого дыма.

Долина между озером Кузьты и верхним озером очень красива. Песчаные берега так и манят искупаться. Мы нашли удобное место стоянки у верхнего озера и остановились на ночлег чуть раньше, чем планировали.

Красивые сумерки и закаты. Мне очень нравится такое время. Создаётся некая таинственная атмосфера, и кажется, что необходимо осмотреть свои владения, пометить территорию, тем самым оградить себя от вторжения тёмных сил. Я бегал по холмам с фотоаппаратом, и мои друзья думали, что я просто фотографирую и не считали меня сумасшедшим придурком.

Сегодня хорошо поставили палатку: сориентировали носом к ветру, приподняли нос для вентиляции, растянули камнями, усилили дополнительной растяжкой.

18 августа

Утро встретило нас солнышком, и я сразу поставил заряжаться спутниковый телефон, т.к. вечерний сеанс связи был очень коротким. Я ещё не понял, что аккумуляторы совсем не держат заряд и что звонить можно только "от розетки". Во время завтрака обварился кофе: пролил на коленку. У чашко-мисок, которые мы взяли, оказались очень неудачные ручки. Опять взорвался Мордор.

Перевал Макар-рузь, на котором мы находимся, даёт начало нескольким притокам рек Елец и Макар-рузь и представляет из себя нагромождение ущелий и хребтов, разделяющее притоки. И нам надо перейти через все эти нагромождения на восток и попасть в долину реки Изьякырью. Я вижу на востоке небольшую возвышенность с красивыми останцами и направляю команду туда. Поднявшись на пуп с останцами, я увидел за ним огромную и длинную гряду со снежной вершиной, преграждающую нам путь. По карте я легко прочертил маршрут через перевал, но на месте подъём к нему казался очень крутым. Тем не менее, обходить не хотелось (а особенно переходить внизу реки), и мы попёрли в гору. Перевал был не очень сложным и порадовал нас красивыми видами. На перевале тур с запиской. Мы не стали её снимать и дописали себя. За этой грядой оказалась ещё одна гряда не ниже этой. Вообще-то проще и быстрей всего было пройти через вершину, поднявшись ещё всего на 150 метров. Но она была заснежена, и было страшновато на неё забираться. Поэтому мы спустились на 200 метров к ручью и поднялись на 200 метров вверх. На высоте 920 метров, почти на перевале, укрытые от ветра, мы пообедали. Это был наш самый высокий обед. После этого перевала был еще один поменьше, и перед нами открылась красивая долина реки Изьякырью и водораздел, отделяющий её от реки Елец.

На водоразделе много озёр и холмов с останцами, похожими на старые крепости. За долиной возвышается тёмная громада горы Степрузь, под которой виднеется вездеходная дорога. Она-то нам и нужна! Идём по водоразделу. Тут удивительно тепло, и на привале на полдник к нам начинает приставать гнус, хоть и не очень активно. Весь сегодняшний день светило солнце, и лишь под вечер, когда мы вышли на вездеходку, начался дождь. Дорога идёт выше реки и пересекает красивые озёра и протоки. Пока шли и ставились, я подмок и замёрз. После ужина почувствовал себя плохо, и Лёха дал мне ибупрофен. Ночью проснулся от жары, разделся, потом проснулся от холода и озноба.

19 августа

Утром сухо, но вещи, промокшие вчера, всё ещё мокрые. Чувствую себя неважно, выпил ибупрофена и вскоре взбодрился и пошёл широким шагом по вчерашней вездеходке вниз вдоль реки Изьякырью. Вскоре встретили уходящую вправо вездеходку. По плану мы должны были свернуть чуть ниже, но не стали упускать такой возможности. Тем самым мы срезали километров 5.

На обед встали у ручья Ивтыысьшор, пройдя 11 км. Впереди долгий пологий подъём по вездеходке к перевалу Харматалоу и озеру Монталор, однако дорога заболочена и поросла кустами. Берём влево и находим удобный подъём на водороздел. Иногда попадаются следы от саней хантов, так называемые ворги. Светит солнце, и дует ветер в лицо. Надеваю очки и затягиваю капюшон. Капюшон всё равно продувает, и я мечтаю о шарфе или лучше шапке-балаклаве. В очках идти мега приятно, просто нереально приятно! Правда, мои очки 4-ой степени защиты, и только солнышко заходит за тучку, я перестаю что-либо видеть. В следующий поход куплю горнолыжную маску!

На водоразделе царство каменных останцев. Спустились в долину реки Большая Харматалоу, перешли реку и встали на пологом берегу. Погода шикарная, мы первый раз залезли в палатку сухими, а я чувствую себя совсем плохо. Лёха опять дал ибупрофена и посоветовал отоспаться. По-этому подъем завтра не в 6, а в 8.

20 августа.

Благодаря моему недугу отлично выспались. Я принял ещё ибупрофена, а Саша сказал, что ночью слышал голоса. Мы подумали, что его проглючило. Пошли вверх по Большой Харматалоу. Я поднял группу на холм, с которого открывались замечательные виды на окрестности. Мне приходилось вырываться сильно вперёд, чтоб успевать фотографировать и не задерживать остальных. Погода замечательная, и на меня нашло резкое чувство эйфории и счастья (может, под влиянием ибупрофена), и вскоре я почувствовал запах костра! Я сначала не поверил себе, но ребята подтвердили. Мы прошли ещё немного и увидели на берегу у ивняка группу. Они сказали, что утром ходили на разведку и видели нашу палатку. Их голоса Саша и слышал. Они с байдарками идут на Пятиречье.
Идти по склону удобно, и мы срезаем путь. Перед нами открываются удивительные виды долины Большой Харматалоу и озеро Монталор.

Подошли к слиянию трёх ручьёв. Основной ручей имеет глубокий каньон, типа как в Исландии. Если у него нет ещё названия, мы бы его назвали «Три сестры» в честь исландского водопада (правда, там их только две сестры). Мы поднялись в верховья и перешли «старшую сестру» около перевала (III-XI), кажется, его иногда называют Аркаматалоу. На перевале тур без записки. По склону на высоте около 500 метров дошли до долины ручья Хороташор. Встали у озера, не переходя ручей. Погода порадовала нас красивыми закатами. Завтра планировался большой день: крутой подъём на Пайер с рюкзаками и пологий спуск в долину Кечпели.

21 августа

Подъём в 4 утра. Стенки палатки как-то странно прижаты. При ударе по ним что-то осыпалось. Это снег! Я вышел. Вокруг снег, туман и мрак. Отбой.

Подъём в 6. Всё то же самое, только светло. Ждём, вдруг прояснится. В 8 встали, позавтракали. Видимость не больше 50 метров, то пойдёт снег, то подует ветер. Никакого желания подниматься на высочайшую вершину Полярного Урала не возникало. Решаем идти по склону к Правой Кечпели и попробовать завтра сбегать на Пайер без рюкзаков по пологому склону. Решаем перейти Хороташор ниже озера. Не тут-то было. Он глубокий и бурный! Мы походили взад-вперёд в поисках адекватного брода (в смысле по камешкам, чтобы ботиночки не замочить) и в итоге решились идти напролом. Тут как назло повалил снег. Лезть в воду было не столько холодно, сколько страшно. Я залил ботинки, и они больше не высыхали до Москвы. Наша скорость увеличилась, т.к. мы перестали обходить лужи, однако на каждом привале и сразу после бродов мы зачем-то отжимали носки и стельки.

Полдня шёл снег и град, потом периодические дожди и умеренный ветер. В туман мне всё время мерещились разные вещи: то домики, то животные. Обманывало расстояние: взял ориентир на гору вдали, прошёл минутку - и гора оказалась небольшим валуном. Мир изменился. Не было никаких гор, никаких долин, был лишь наклон земли, и я старался идти так, чтоб не спускаться и не подниматься, и была красная лента на карте навигатора, по которой я сверял направление. И ещё была черника. Море черники! Идти было тепло, а есть чернику приятно.

По плану был переход через реку Хорота, но её никак не было видно. И вдруг новые домики и животные перестали появляться из тумана, как будто мир кончился. Было страшно подходить к краю, казалось, что мы провалимся в бездну. Я лихорадочно думал: поднимать ли группу вверх или спускать вниз, туда, где ещё видны были очертания настоящего. Но вскоре открылась река, и долина казалась очень глубокой, но склоны достаточно пологими. Мне запомнился один привал на спуске к реке: я всё никак не мог рассмотреть, где же лучше спуститься, где переправиться, а команда уже уминала чернику за обе щеки совершенно безмятежно. Меня успокаивал Антон, которому я поручал выбирать брод. Он спокойно осматривал реку, пробовал воду, проходил по реке туда-сюда и показывал нам, как идти.

К вечеру туман стал отходить и открылись долины внизу. Огромные пространства, реки, холмы, леса и никакого следа присутствия человека: ни деревушек, ни дорог. Наверное, так выглядела земля тысячи лет назад. Казалось, что мы путешествуем во времени и отправились в глубокое прошлое.

Так туман перекочевал в наши головы (мою точно), и я не заметил, как мы перешли Правую Кечпель, по долине которой можно подняться к пологому краю Пайера. Для всех было приятной неожиданностью, что сегодня больше не надо идти и можно расслабиться. День был тяжёлый, остались мрачные впечатления от свинцового неба, но чувствую я себя гораздо лучше. Как только поставили палатку, полил дождь.

22 августа.

Проснулись под шум дождя. Неспешно позавтракали, собрали рюкзаки и медлили покидать палатку, т.к. дождь не прекращался. Радиалка на Пайер отменяется, мы идём дальше к горе Географов. В одно из затиший быстро собрали палатку и выдвинулись.

Река Правая Кечьпель, которую мы перешли вчера, казалась ручейком после Средней и Левой Кечпелями. Их, а так же некоторые притоки, приходилось форсировать выше колена в воде. Луга были залиты водой, но мы не обращали на это никакого внимания. Зато обращали внимание на чернику.

Во второй половине дня погода разгулялась, и мы даже пообедали не под тентом. Нам часто светило солнце, и мы залезли в палатку сухими.
Заночевали в начале широкого ущелья Левой Кечпели, спрятавшись от ветра за холм.

23 августа

Погода замечательная. Мы пошли вглубь долины, которая разветвлялась на несколько огромных рукавов. Далеко впереди я увидел балок-вагончик, сарай и какой-то каркас. Очень хотелось сходить туда, но было далеко, и мы свернули вправо. Ущелье красивое и суровое, вершины скрыты в тучах. Берём налево и забираемся по тщательно выбранному по карте и спутниковым снимкам маршруту. Перевал состоит из серии седловин, каров и гребней. Мы видели по очереди и сразу несколько долин. Подъём уводит в облако, но пока мы забирались, облако поднялось и показало нам вершины гребней. Дошли до полосы снега и оказались на краю кара со снежником на другой стороне и вытекающим из него ручьём. Собрались было пообедать, но тут подошло густое белое облако, и мы поспешили дальше, набрав в ручье воду. Облако скоро нас накрыло, и видимость упала метров до 30. Вышли на пологий гребень, идущий по границе Европы и Азии, и перешли по нему до вершины К-166 (это название мы нашли на туре). Облака разошлись, и мы решили, что это вполне сойдёт за гору Географов, и пока есть солнце, нужно сфотографироваться, поднять флаг и т.п.

Спускаться решили по склону основной вершины. Перешли по острому гребню на Географов и прошли траверсом в 60 метрах под вершиной, но из-за неожиданного ливня решили не заходить к ней в гости. На середине склона дождь кончился, ветер стих, включили солнце и показывали прекрасные виды на озеро Верхняя Хойла и огромный заснеженный кар за ним. Отличное время для обеда.

Спустились на огромное поле, изрытое геологами. Везде остатки буровых, ящики с керном, трубы, следы от вездеходов.

Спустились к водоразделу, встали с видом на озеро. Было очень тепло. Первый раз за поход развели костёр из ящиков. Александров писал 23 года назад, что тут полно дров от геологов. То ли тут ходят так мало, то ли дров было просто немерено дофига!

Мы грелись у костра, и я заметил, как вдалеке вдоль озера из Европы движется какая-то точка. Это оказался вездеход. Он проехал в Азию, а я поднялся на холм, чтоб его сфотографировать, а заодно и обойти окрестности. Как раз были мои любимые сумерки. Я смотрел на озеро и думал о путешествии. Я радовался сегодняшнему дню, подарившему нам столько эмоций, хорошей погоде, да и плохой погоде тоже, радовался своим друзьям : путешествовать с ними было приятно и легко. Но мне было горько оттого, что не получался задуманный маршрут. Мы отставали от графика на 3 дня, не укладывались в запланированный ритм, и народ не был настроен во что бы то ни стало ломиться вперёд, растягивать еду на большее количество дней, скорей наоборот были бы рады вернуться раньше и на ура принимали идею повернуть на Пятиречье и возвращаться на станцию Полярный Урал. Мне и самому не очень хотелось идти дальше. Мы не взошли на Пайер, а без него Транс-Урал какой-то неполноценный. Повернув на Пятиречье, мы сможем попробовать подняться на него с Лекхойлы, как это сделал Александров в 89-ом. В общем, идти дальше не было ни возможности, ни смысла, но это меня печалило.

24 августа.


Встали в 6, но вышли в 9:10. По болотцу и ручейкам вышли на дорогу, по которой вчера проехал вездеход. Бодро спустились по реке Хойла к выходу из широкого ущелья.
Стоит жара (по местным меркам, конечно). Мы купаемся, стираемся. Процесс стирки происходит так: кидаешь в поток грязную вещь, завернув в неё камень. После обеда достаёшь, отжимаешь, надеваешь на себя и сушишь.

Дальше начинается страна Пятиречье. Хойла течёт вниз и соединяется с четырьмя другими реками, превращаясь в реку Тань-ю, по которой сплавляются в Обь. Мы же по левому склону ущелья огибаем массив. На горизонте на востоке видны лесистые холмы гряды Малый Урал. Красота неописуемая . Вскоре натыкаемся на вездеходку и идём по ней. Дорога уводит от гор, и мне это не нравится. А время уже позднее, поэтому решаю остановиться. Нашли удобное место под ёлочками с видом на гору Сомнем-пай, которую сначала приняли за Пайер.

Сегодняшний день впечатлил меня видами и удивил моим плохим настроением. Я всё ещё расстраивался, что мы свернули, что идём мало и медленно. Гуляем, блин! Я почти не устаю, в смысле целиком. Только плечи и ноги. Я не могу проголодаться, как это часто бывает в путешествии или при физнагрузке. С обеда отказываюсь от третьей пачки еды. Посмотрим, что будет.

Тут совершенно другой микроклимат: очень тепло и светло. Сейчас почти 11 ночи, а я пишу без фонарика. Растут ели и можжевельник, вода шумит вдали, как шоссе.

25 августа.


Решил, раз уж героический поход у нас не получается, поснимать побольше видео и с утра попросил всех рассказать о содержимом их рюкзаков. Провозились до одиннадцати.

Продолжили путь по вездеходке, хоть она и уводила от гор. Дорога вывела к реке Правая Пайера в зоне лесов. Там мы обнаружили балок-баню с дровами и тазами. Как бы мы были рады такому подарку судьбы на той стороне, а сейчас и так тепло, и так мы замечательно моемся и задерживаться на баню в середине дня мы не стали.

Далее мы обнаружили вездеходку, ведущую в лес в нужном нам направлении. Пошли по ней. Дорога очень старая, в колее растут ёлки. Дошли по ней до подножья и вскоре вышли к реке Левая Пайера. Она оказалась глубокой и бурной, и нам пришлось подниматься вверх до впадения ручья Ямботывис. Там река разливается широкими перекатами и перейти её не составляет труда.

Ещё на подходе к разливу я заметил две машины! Это оказались вездеходы на колёсах низкого давления. Их называют Триколами. Одна обычная, как джип, а вторая удлинённая с тремя осями. Мужики сидели за столом и рассматривали нас в бинокль. Когда мы подошли ближе, они замахали руками, приглашая подойти. Мы скинули рюкзаки и подошли налегке. Ребята из Лабытнанги приехали отдохнуть, половить рыбку. Один из них был москвич и он резко отличался от остальных, как будто иностранец. Может, он просто был не сильно пьян. Нам предложили свежезасоленного хариуса и коньяка. Команда боялась, что я начну говниться и не дам выпить, т.к. все соглашались на безалкогольный поход вплоть до выхода из поезда. Но т.к. спортивного похода у нас не получилось, это теряло смысл. Я, разумеется, согласился, и мы подняли по 3 рюмочки за горы, за Заполярье, за нас, за вас и, почему-то, за спецназ.

- Спасибо, Кэп! - сказала команда, и мы одели потерявшие вес рюкзаки. Прошли с километр и завалились на мху у красивого озера. Погода изумительная. Саша нашёл дров, и мы второй раз за поход развели костёр.

26 августа.


Сняли обзор треккинговых палок и неспеша двинулись. Идти неудобно: то болотца, то зверский курумник. Болтали о вконтакте, социальных сетях и о том, сколько должен стоить отпуск. Спорили в основном мы с Виноградовым, и остальные говорили: "Ну вот, 10-ый день - конфликты". Обычно я шёл впереди, а все слегка сзади и болтали, а сегодня я шёл со всеми вместе, и это было и медленно, и мы всё время сбивались с азимута.

Сегодня переход небольшой. Вошли в ущелье Лекхойлы и встали на пригорке около реки. Завтра идём на Пайер. Сегодня был полный штиль, и мы надеемся, что завтра погода не сильно ухудшится.

27 августа.

Встали в 4 утра. Позавтракали и в 5:20 с рассветом вышли налегке на восхождение. У нас мой кофр с фотиком и рюкзак Баск Лайт с обедом, который мы оставим у подножья, спутниковым телефоном и тёплой одеждой.

Ущелье представляет собой цепочку красивенных озёр, соединённых рекой Лекхойла. Местами она медленно течёт между плоских камней, по которым можно долго идти, типа каменного поля или китайского сада.

Оставили обед у предпоследнего озера с черной водой. Черной она казалась потому, что на скалы правого берега светило солнце, а на воду нет. И скалы очень красиво отражались в неподвижной глади воды.

Далее следовал подъём к последнему кару с озером, в котором плавали айсберги и к которому спускались огромные снежники. Александров писал про глыбы льда, и может быть, это те же самые, не растаявшие с 89-ого года? Лёд и снег отражают свет, и вода кажется голубой. Удивительное озеро, другой мир.

Мы поднялись по гигантскому курумнику на седловину, разделявшую долины Лекхойлы и ручья Хойлавис. Сюда мы планировали подняться с рюкзаками 6 дней назад. Камни реально огромные, хотя издалека кажутся мелкой сыпухой. Я задержался, фотографируя, а Лёха вырвался вперёд и казалось, что он уменьшился.

Склон Пайера довольно скоро превратился в острый гребень, по которому лезть откровенно страшно. Александров уделил гребню несколько строк, и они получились достаточно романтичными. Когда мы дошли до острых плит, обрывающихся в бездну, от романтики не осталось и следа. Один за одним вставали перед нами мегалитические строения, перелезать через которые приходилось с колотящимся сердцем. От адреналина не чувствовалась усталость. Александров пишет, что вершина долго не появлялась. У нас она не появлялась вечность! Несмотря на то, что я и Саша знали высоту (я по gps, он по высотомеру на часах) и что до вершины ещё добрых 200 метров, сто раз казалось, что ну вот всё, должна быть вершина.

В какой-то момент хотелось плюнуть на вершину и убежать домой. Успокаивать себя приходилось тем, что уже было очень страшно и что страшней уже не будет. Но потом было еще страшней! А ведь мы хотели сюда залезть с рюкзаками! Никто из форумчан не написал, что это аццкое скалолазание! Мы диву давались на Александрова, ведь он добежал по долине, сбегал на гору и вернулся в лагерь за 8 часов, а мы только залезли почти за 9!

Вершина - большое ровное плато со снегом и камнями. Сняли записку от 12 августа, оставили свою. Ветра почти нет, облака высоко. Я отснял момент водружения флага Оливье и немного панорам, и пора было возвращаться.

Антон предложил спускаться не по гребню, а диагоналями по стенке, типа так получится более полого. И действительно, первое время было достаточно удобно, но потом начался сущий ад. И логично, ведь это стенка кара! Нам попадались труднопроходимые спуски, ручьи и осыпки. Я мысленно благодарил жену за то, что она сводила меня на пару занятий по скалолазанию. Я вспомнил каждое слово инструктора.

В итоге я шёл последним и всех потерял. Потом увидел Лёху. Он сказал, чтоб я сюда не шёл, т.к. тут очень сколько и обрывы. Я прошёл снизу, посвистел Лёхе, и он смог спуститься ко мне. Потом мы доползли до снежника и увидели следы съехавшего человека или двух, а так же Тоху с Сашей внизу. Мы показали Тохе дайверскими знаками: можно ли тут спуститься? Он сказал "можно". Я сказал, что как-то страшновато. Он ответил, что страшновато, но нормально. Правда, у него своя версия диалога, и он не думал, что мы такие идиоты и спрашиваем его о спуске. Ещё мы увидели на середине склона Сашину палку и решили, что круто будет палку-то подобрать. Я стартовал первым. Сел на попу, проверил как оттормаживается пятками - вроде ничего. Взял в руки острые камни и ими впился в плотный снег. Держусь. Ладно, поеду аккуратно. Спереди рюкзак, сбоку фотосумка. Почти сразу потерял управление, пролетел мимо сашиной палки. От пяток летел в лицо нереальный поток снежных брызг, закрывая обзор. Навигатор зафиксировал 24 км/час или 7 метров в секунду.

В конце спуска снег превратился в лёд, тормозить перестало получаться совсем и стало очевидным, что тёплая встреча с камнями неизбежна. Я отпустил камни, которыми пытался тормозить, и защитил руками лицо. Ноги врезались в камни. Согнутые слегка в коленях, они снизили скорость, тем не менее меня оторвало ото льда, и дальше я полетел рыбкой в камни. Каким-то чудом мне удалось сделать кувырок (с рюкзаком на груди), смягчив тем самым удар. Во время кувырка было ощущение, что правое плечо вывернулось наизнанку и ввернулось обратно (именно правое, хотя болело потом больше левое). Было оооочень страшно, но совсем не больно. Я осознал, что я жив и могу видеть, и я благодарил Бога за это. Потом пошевелил плечом, и оно оказалось в порядке. Я был искренне счастлив. На ладонях на перчатках я увидел просачивающуюся кровь и подумал, что ладони разбиты всмятку (но это оказалась лишь железная пыль со снежника). Я попытался пошевелить ногами, и вначале это не удалось. Я не очень расстроился, но ноги вдруг ответили и ожили. Это казалось мне даже слишком щедрым подарком. Я встал, показал вниз Ок, посмотрел наверх и не увидев там Лёхи, решил, что он уж точно теперь не поедет и пойдёт в обход, одел рюкзак и быстро пошёл вниз к ребятам, пока, как я думал, нахожусь под шоком и могу идти. Потом я подумал, сколько же Лёхе обходить, и посмотрел назад на гору. Снежник покрывал всю стену почти до гребня. Вдруг я увидел Лёху на снежнике, зависшего чуть ниже края. Я замахал и закричал, чтоб он вернулся, но он не слышал и вряд ли мог уже подняться обратно.

Он сползал рывками, останавливая себя палками, но на середине снег уплотнился и он не смог воткнуть палку и начал набирать скорость. Он ехал на животе и не имел возможности сгруппироваться. Я бросился ловить его, но не успел, да и толку от меня было бы мало. Лёха врезался ногами в камни достаточно мягко, без кувырков, поцарапавшись лишь в локтях и коленях и разодрав слегка одежду. Удивляясь, как мы не разбились, мы спустились к парням. Оказалось, Антон не съезжал, а обошёл по краю снежника, что было тоже сильно стрёмно. Саша же съехал на подпопнике, оттормозился ногами об валун, который отлетел на 5 метров, и отделался только потерей палки (вообще-то он потерял обе палки во время спуска, но одна съехала к нему).
Мы шли и обсуждали эту историю, надеясь, что она послужит нам хорошим уроком.

Мы оказались у верхнего озера со стороны кара и обошли его справа. У второго озера пообедали и попытались выйти на связь. Солнечная батарея не работала. Мы подумали, что может не хватает света, ведь было уже 8 вечера. Управившись с обедом, отправились в лагерь. По темноте идти не-удобно. По навигатору я выводил напрямую к палатке. Шёл и думал, как бы мы её искали с компасом и картой?

Дошли к часу ночи. Лёха обработал все наши раны, Тоха сделал ужин.

P.S. Пока шли, один раз повеяло холодным ветром с запахом, как показалось, животных. Наутро увидели у дальнего холма стадо оленей.


28 августа.

Встали поздно, вышли ещё позже. Хотели подойти к оленям, но они уже ушли в другую сторону. Нам попадалось много следов деятельности геологов: целые базы с туалетами М и Ж. У солнечной батареи оборвался провод. Лёха нашёл место разрыва, мы вскрыли и, удерживая провода, смогли позвонить Зое и сообщить, что всё в порядке. Перейдя Малую Харматалоу, встали в укромном месте и только поставили палатку, ливанул дождь. Его не было 5 дней, и кончился он быстро.

29 августа.

Пошли дальше. Я постоянно смотрю по навигатору расстояния и обнаруживаю, что до станции Полярный Урал 43 км по прямой, а до Харпа - 45. Ещё я вспомнил, что 30-ого из Харпа должен был идти вездеход на Пятиречье. Саша сказал, что хорошо бы нам было прыгнуть на этот вездеход, и тогда он бы успел 31-ого на самолет из Салехарда и 1 сентября смог бы отвести дочку в 1-ый клас. Мы связались с Зоей и попросили узнать насчёт завтрашнего вездехода, а сами, подумав, пошли в сторону Харпа, т.к. он по любому удобней ПУ: есть такси в Лабытнанги, можно словить попутный вездеход, идти по дороге и без перевалов.

Только мы вышли на дорогу и перешли опять Малую Харматалоу, встретили вездеход. Ребята забрасывались на Лахорту, чтоб сплавиться в Обь. Они угостили нас можжевеловкой и свежим хлебом. Один из них подарил своё стихотворение про Манарагу. Вездеходчик сказал, что обратно поедет завтра, и если мы ещё не доберемся, подхватит нас. Сказал, что по дороге еще 50 км.

Мы прошли еще около 15 км и всего 28 за сегодня. Дорога шла порой по реке, например Малой Харматалоу. Течение не сильное, вода выше колена. Под можжевеловкой идётся легко и весело. Потом дорога спустилась в болото, и мы шли в грязи по колено, но под грязью чувствовали камни. Так мы наконец-то испачкались. В реке Большая Харматалоу помыли штаны, но потом опять испачкались. На ночлег встали на берегу Степ-рузи. Опять помыли штаны и ботинки, в которые набилась грязь. Солнечная батарея опять не работает. Завтра подъем в 5:30.

30 августа.

Встал в 5 и пошёл собирать чернику для овсяной каши. Было темно и я с трудом нашел одну ягодку. Взял фонарик, и дело пошло веселей. В 5:30 все быстро встали, но вышли всё равно в 7:30, что всё ж неплохо. По вездеходке идти порой не очень легко, но быстро. На обеде нашли второй оборвавшийся провод и смогли позвонить Зое. Она сказала, что вездеход на сегодня отменился, но нас смогут забрать за 25000 рублей. Но мы были уже в 25 км от Харпа и решили дойти сами.

Начали натираться новые мозоли. Реки стали менее бурными, глубокими, выше колена. Дорога грязная, вездеходы распахали её порой шириной в МКАД. Очень красива река Енга-ю. Она течёт в скалистом ущелье, которое к броду выполаживается. У брода табличка, что мы вышли из Уральского Полярного биозаказника и входить туда было нельзя. На берегу пара отремонтированных балков с пластиковыми окнами, мангалом, дровами и т.п.

В один момент мы поднялись на холм, с которого увидели посёлок. По прямой значилось 15 км, но Саша поймал сотовую сеть и мы позвонили в такси. Оказалось, что они не могут переезжать через Собь. Договорились созвониться, когда подойдём к мосту.

У ручья Кердоманшор мы услышали шум машин и увидели автомобильный мост через ручей. Я ещё раз позвонил в такси, и мне сказали, что это дорога к месторождению, к Мордору, которое мы видели во 2-ой день. По этой грейдерной дороге ездят КрАЗы и гражданских через мост не пускают. Пошли по ней. Водители проезжавших на встречу КрАЗов машут приветственно руками, бибикают нам радостно. Один даже выпустил руль от счастья, съехал с наезженной колеи и окатил нас брызгами грязи. У меня левая нога натёрлась так, что опухла и болела, каждый шаг давался с трудом. Дорога привела к какому-то мрачному заводу и через пару поворотов вывела к реке Собь. Мост перегорожен шлагбаумом, но кажется, что тут пропустят любого за недорого. Саша сказал, что в ЯНАО машинам нельзя выезжать в тундру без разрешения, но водитель такси, он же хозяин (Игорь) сказал, что за этим никто не следит и все смело едут вброд через реку.

Такси приехало через 5 минут. Только мы успели сложить палки. За сегодня прошли 43 километра и всего 288, не считая пары раз, когда у меня выключался навигатор. Нас вёз сам хозяин такси на джипе. Мы заехали на вокзал, потом в кафе. Касса была закрыта, и билеты купить не удалось. Зато удалось договориться о ночёвке в вагоне за 400 руб. с человека. В прошлом году было 300, но и поезд в этот раз круче: мы попали на "Полярную стрелу".

В кафе мы съели по 2 порции жареной картошки с котлетами и шашлыком и много-много хлеба.

Утром Саша отправился в Салехард в аэропорт и благополучно улетел в Новый Уренгой, мы купили билеты в тот же вагон и поехали в Москву. Удивительно, что в поезде почти не было туристов, зато битком вахтенных рабочих. Они рассказывали нам баечки и удивлялись, какой нормальный человек поедет отдыхать на Полярный Урал. Мы проезжали по долине Соби, станцию Полярный Урал, с которой стартовали 2 недели назад. Видели рыбаков на реке Кожим, куда я мечтал дойти. Полярный Урал прощался с нами хорошей погодой и звал вернуться опять.
----------------------------------------------------------------------------------------------


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20-11, 18:12 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06-05, 18:59
Сообщения: 71
Откуда: Москалику коренняку
И мои впечатления от прочитанного.

1. Писать надо просто как в голове укладывается, так и пишешь. Мне лично описания красот не интересно, для этого есть фото и видео, а вот взаимоотношения в коллективе и преодоления трудностей это ценнейший опыт!
2. Палатка - это жизнь на ней экономить не след. Она должна выдерживать проливень. И лучше альпинюжную, чтоб под ветром держалась.
3. Мы в мокрых байдарочных походах давно поняли, что перчатки матерчатые с пупырышками, которые стоят 33 копейки - это обман. Когда они намокают, то руки превращаются в гусиные лапки, отогреть которые можно только в паху, лучше чужом, чтобы простотитом не заболеть. Поэтому только неопрен, который и мокрый греет!
4. Иллюзия сухих ного мы тоже пережили на первом Уральском. Идешь вначале по реке и прыгаешь с камня на камень в надежде остаться сухим. Через час воробьиных прыжков думаешь: А... пошло всё к черту и спокойно по колено опускаешься в воду. Потом 2 часа сушки вечером и 2 часа утром. И снова воробьиные прыжки 20 минут. Обувь должна быть непромокаемая. В чистой пешке это компромис, т.к. надо и по курумнику топать, а сапоги скользкие. В пеше - водном походе другие приоритеты.
5.Да, краски слетают в облаке. Забавно. Ошибиться на раз-два.
6. Недуг и водка. Мы всегда в походе пьем спирт, это наше кредо. Вся эта спортивность от лукавого. А водка она сытная, укусы залечивает и душевные раны тож. Но меру надо знать. Да оно и не хочется особо, когда устаешь как сволочь.
7."Спустились на огромное поле, изрытое геологами. Везде остатки буровых, ящики с керном, трубы, следы от вездеходов."
Когда мы были в тех местах и общались с геологами они нам сказали своё кредо:" Геологи копают, чтобы доказать, что здесь ничего нет". И на пятиречье их, гологов и вездеходов море, скоро наверно сталкиваться будут как в Москве.
8."Процесс стирки происходит так: кидаешь в поток грязную вещь, завернув в неё камень. После обеда достаёшь, отжимаешь, надеваешь на себя и сушишь."
В Маньпупском походе Толик тоже бельишко решил постирать в какой-то луже. Это означало, что он бросил грязное скомканное бельё в мелкую лужу и пошел костер разводить. Эта стиральная машинка такая, типа сама стирает... Тмитно...
9. "Я всё ещё расстраивался, что мы свернули". Э-э-э, милай... Как мы с Толиком расстраивались, что не прошли к горам в первом Уральском... Об этом знает даже Сергей Есенин, которого мы призывали, как духа. Ибо напились знатно, и Толик мне после водки, которую я махом выпил, дал по-братски запить чистым неразведенным. У меня был химический ожег полости рта, потому, что я как аквариумная улитка расчипелил губы и язык для принятия воды. а она нэ...
10. "Я не могу проголодаться, как это часто бывает в путешествии или при физнагрузке." Та о тож! И мы на Маньпупском этот феномен отличали, странно...

В целом хорошо, надо сдобрить картинками, а может и картой схемой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB